Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет:
Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях
Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учётом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности
Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования
Методические рекомендации по предупреждению случаев детской и подростковой агрессии
Информационно—аналитический журнал "Дети в информационном обществе"
Презентация "Уроки мобильной грамотности" (разработана компанией ПАО "Мегафон")
Презентация "Социальные риски и риски общения" (разработана компанией АО "Лаборатория Касперского")
Презентация "Персональные данные". Возрастная категория 9-11 лет. (разработана Роскомнадзором для детей и подростков)
Презентация "Персональные данные". Возрастная категория 12-14 лет. (разработана Роскомнадзором для детей и подростков)
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений "Безопасный Интернет" (разработаны Тамбовским областным государственным образовательным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования»)
Учебно-методическое пособие для работников системы общего образования "Практическая психология безопасности: управление персональными данными в интернете" (разработано Федеральным институтом развития образования, Фондом развития Интернет, Координационным центром национального домена сети Интернет)
Методические материалы для специалистов (ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей")
Методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети "Интернет"